3/2 Дней/Ночей | 1 Участники |
24 часа Ле-Мана — легендарный автомарафон «Гран При Выносливости и Эффективности» (проводится аж с 1923 года, между прочим) в этом году обещал быть крайне интересным. А раз так, тогда просто необходимо почтить своим присутствием такое мероприятие. И как потом оказалось, президент Франции Франсуа Олланд был такого же мнения — он участвовал на церемонии открытия!
Президента Франции понять можно, за последние годы Франция лишилась двух больших автомобильных соревнований — с 2009 года Гран-При Франции Формулы 1 не проводится, а Дакар сейчас вообще стартует в Южной Америке.
Спортивный журналист из меня очень так себе, поэтому об интриге и сюжете весьма кратко: Много лет в топовом классе LMP1 верхняя ступенька достается экипажам Audi. В этом году разрушить порядок и сломать традицию попытались еще три заводских команды — Porsche, Toyota и Nissan. И экипажу Porsche 919 Hybrid под номером 19 это удалось! Причем экипаж этот состоял из двух новичков и считался резервным.
В этом году рекорды ломались один за одним. Например количество человек, пришедших понаблюдать за суточным марафоном составило рекордные 263 500 людей. Были переписаны быстрейшие круги в гонке и квалификации. Ну и впервые с 2005 года победу одержал прототип с бензиновым двигателем (т.е. раньше были дизельные, да).И конечно же весьма приятна победа российской команды в классе GTE Am, третье место G-Drive Racing, и дебют первого российского прототипа BR01 команды SMP Racing.
Что ж со вступлением покончено, и далее гонка — как она видится глазами обычного болельщика :)
01. Трасса Сарте — встретила нас в пятницу дождливой, но теплой погодой:
Небольшой совет: слева от входа находится офигенный музей, однако его польза не только в том что он музей, также в нем есть проход на трассу — так что если нет желания пихаться через центральный вход, музей всегда к вашим услугам :)
02. Типичная Ле-Мановская пробка на подъезде к трассе — количество суперкаров и всяких GT-версий семейных хетчбеков на квадратный метр асфальта просто зашкаливает!
В день старта (суббота) пришлось постоять примерно 2 часа в пробках. Совет — купите место на паркинге, оно того стоит. Да и желательно заранее точно узнайте где этот паркинг находится, — искать его, когда все подъезды к трассе стоят — будет очень-очень неудобно.
03. В пятницу, с обычными билетам можно прогуляться по пит-лейну. В субботу это удовольствие будет стоить около 300 евро.
04. Было у меня подозрение — что боксы будут полупустые (кому охота работать, когда на тебя пялятся десятки людей) — однако в боксах кипит работа не смотря ни на что
06. Ferrari российской команды SMP Racing. Они еще не знают — что через двое суток их экипаж будет стоять на первой ступеньке подиума (в классе GTE AM)!
07. Ligier LS P2 также российской команды G-Drive Racing. Экипаж Романа Русинова претендовал на золото. Однако даже несмотря на пожар при дозаправке (!) — отличный результат — третья ступенька подиума в классе LMP2!
08. Еще боксы команды SMP Racing. В этом году на трассе дебютировал первый российский прототип BR01 класса LMP2! И этот дебют был успешным — лучшая из двух машин завершила гонку на 6-м месте. Неплохо для абсолютного нового шасси!
13. Первоначально трасса пролегала через сам город Ле-Ман. Однако в целях безопасности зрителей трассы была укорочена — тогда и были построены повороты Dunlop и Tertre Rouge.
15. Участники гонки «Le Mans Legends». Каждый год на трассу выходят автомобили, представляющие определенную эру автоспорта, каждый раз разную. В этом году это авто 1949-1968, и выиграл заезд легендарный Ford GT40.
17. Возле трассы есть весьма удобные места для парковки и одно их них за собой застолбил
18. Смотреть гонку, безусловно лучше по ТВ. А если уютный диван дома не устраивает и хочется окунуться в атмосферу гоночного уикенда (который пахнет в основном выхлопными газами, резиной, сосисками и пивом) — то лучше прикупить место на трибуне (+55 евро самые дешевые). В противном случае велик риск увидеть первые круги примерно так:
19. Через пару часов после старта, внутренности трека все еще пустуют. Однако к вечеру — атмосфера смениться — появится трафик внутри трассы из VIP-такси, велосипедистов и нетрезвых англичан, а в шатрах с едой и пивом все трудней будет найти пустующий столик :)
20. Разница в скорости между машинами разных групп просто огромная — они просто появляются на трассе и проносятся мимо.
21. Трасса просто огромная, трибун маловато, а гонка длится 24 часа — сидеть на одном месте, скучновато — лучше прогуляться. По части развлечений все очень не плохо: виртуальные поездки по треку TopGear, картинг, пивнухи, колесо обозрения:
22. Покупка беруш в нынешнее время, сомнительная трата денег — болиды старших категорий весьма тихие, а в младших группах двигатели не такие высоко-оборотистые.
23. Американский Корвет на протяжении всего марафона в одиночку (второй был разбит во время квалификации) вел борьбу с Ferrari и выиграл!
24. Победный Porsche 919 Hybrid под номером 19. Причем Хюлькенберг с Бамбером стали первыми с 1998 года новичками, кому удалось победить в легендарном марафоне. Для Porsche эта была 17-я победа в Ле-Мане.
25. Для некоторых участников младших груп, организаторы Ле-Мана делают технические послабления, — как например для частников выступающих на белом Viper c 8-литровым мотором.
26. В этом году Audi хронически не везло — череда мелких неприятностей и поломок преследовала все экипажи. Спустя несколько часов именно эта машина попадет в аварию, спровоцированную ошибкой маршала.
27. Японцы из Nissan преследуют немного другие цели — рекламная отдача прежде всего! А потом уже результаты. Про прототип Nissan GT-R LM NISMO не писал только ленивый — переднеприводный, с механической системой рекуперации — и общей отдачей под 1500 л.с. В гонке однако, пришлось обходиться только ДВС, а система рекуперации превратилась в балласт, — настроить ее работу судя по всему японцам так и не удалось. Машины хоть и доехали до финиша, но квалифицированы не были, поскольку не прошли 70% дистанции.
28. А ведь жаль что спортивные успехи у Nissan не на первом месте, ведь в этом году в одном из экипажей выступал российский гонщик: Марк Шульжицкий (4-я машина на фото).
29. В пятницу сравнительно не многолюдно, самое время пробежаться по общедоступным частям трассы — а это стенды компаний, магазинчики с сувенирами и прочие около-гоночные атрибуты ярмарки.
33. Команда — которая себя чувствует хозяйкой праздника — это Audi, огромные стенды, машины безопасности и всегда большое количество посетителей.
35. В этом году у японцев из Nissan специфический переднеприводный прототип, а до этого был еще более специфический трехколесный ZEOD RC (хотя на самом деле все-таки 4-х колесный), который выступал вне зачета.
36. А такой Leaf даже симпатичный! Его гражданский собрат — настолько скучный внешне, что смело может по экстерьеру конкурировать с мыльницами в ванне.
Немного британского в таком же «гоночном британском зеленом» цвете (#4 225 если вдруг кому надо):
Как еще можно облегчить Porsche? Алюминий, карбон? Может быть кузов из высокопрочного конструктора Lego?
39. Внезапно, через пару метров — нашелся целое гнездо гоночных Астон-Мартинов — гонки поддержки уже состоялись — и в тех-парке царило непривычное спокойствие.
41. Cтильный и дорогущий Aston Martin One-77 (между прочим всего их 77 штук по цене полтора ляма евро)
Присутствие на гонке президента Франции, огромного количества посетителей, еще большего количества пива — не заставило организаторов везде на входах поставить металлические рамки и с важным видом заставлять вытряхивать вещи из рюкзака. Странно? Может быть просто посетителей за б@дло не считают? И кто виноват?