Потсдам как дом для исторических прусских дворцов и парков — это да. Но буквально через 20 минут после приезда встречаешь в магазине Балтику 7, тушенку и тот самый запах продовольственных магазинов из 90-х. Конечно это не единственный артефакт времен ГДР в городе, но запомнился он крепко. Исторических отсылок тоже пруд пруди, но главное запомнить что Фридрихи бывают разные: II, III, IV. И это разные люди.
01. Шумный столичный Берлин заменяется на ооочень размеренный Потсдам всего за 40 минут на городской электричке и пару евро. Размеренным шагом обойти все знаковые места сложно. Правда узнать об этом лучше заранее, а не по факту. Так что про сам город, будет очень кратко.
02. Небольшой город с 180 тысячным населением хоть и скромен в своих размерах, все же не скромен в своей тысячелетней истории. Резиденция прусской королевской семьи, Потсдамская конференция, парк Сан-Суси, большой выбор б/у авто для перегона, — выбор на любой вкус.
03. Железнодорожный вокзал находиться совсем недалеко от исторического центра. За что собственно исторический центр и пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны (целью был как раз то вокзал). Старая рыночная площадь, с потерями, но все же присутствует.
04. Сама площадь кажется весьма скромной, отчасти благодаря огромному собору святого Николая. Его купол может послужить путеводной звездой почти с любой точки города — его видно почти всегда.
05. После второй мировой войны, Потсдам вошел в состав ГДР. В 1989 вышел. Но некоторые артефакты, включая своеобразные пятиэтажки, того времени все еще встречаются.
06. До унылых пятиэтажек еще надо дойти. Или доехать, велосипеды есть прям на вокзале и учитывая огромное количество знаковых мест, именно в Потсдаме велосипед будет не лишним. А вот самый центр — весьма компактный, и вводит в заблуждение, что взять город можно за день)
08. Церквей и соборов разных конфессий, для такого небольшого города, прям многовато. Прям на пересечении туристических маршрутов есть церковь святых Петра и Павла. Больше всего она впечатляет, то как смотрится с некоторых ракурсов.
09. За церковью находится небольшое ухоженное кладбище советских воинов освободителей, погибших во время Второй мировой войны.
10. А далее следуют Бранденбургские ворота. Малые. Потому что в Берлине они большие. А здесь поменьше.
16. Говорим Постдам, подразумеваем дворцовый комплекс Сан-Суси. На кириллицу данное название переводиться как «Беззаботный». Причем перевод этот осуществляется с помощью французского словаря и соответствующего прилагательного «sans souci»
18. Инициатором и инвестором для парка и одноименного дворца Сан-Суси выступил король всея Прусии Фридрих II. Фигура весьма эпичная, и входит пожалуй в топчик самых сферических немцев, наравне с Бисмарком и Аденауэром.
19. Для исторических фагов «старый Фриц» это прежде всего сочетание военного и политического таланта, благодаря которому Пруссия стремительно стала грейт эгейн. Для туриста же видный немецкий политический деятель оставил чуть более 290 гиктаров прекрасных образцы ландшафтного дизайна садов и парков. И это не превеличение, рука короля не только выписывала чеки на строительство. Паркообразующий дворец Сан-Суси был построен с на основе эскизов самого Фридриха и релизован с помощью архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.
22. Дворец был возведен всего за два года, строительство длилось с 1745 по 1747 год. Причем король Фридрих постоянно требовал присылать ему отчеты о строительстве и расчеты стоимости работ. Требовал присылать прям на фронт, в 1745 году все еще гремела вторая Силезская война с Австрией. И война в результате была выиграна, и дворец готов — вот она крепкая хватка короля Пруссии.
24. Сравнительно небольшое одноэтажное здание (без фундамента кстати) назвать дворцом в полной мере наверное сложно. А вот личной королевской летней резиденцией вполне. Вырезка из новостного глянца того времени об окончании строительства: «Вчера Его Величество король вселился во вновь отстроенный под Потсдамом, необычайно роскошный летний дворец Сан-Суси и обедал там за столом на 200 персон…».
25. Кроме того, Фридрих II с юношеских лет интересовался музыкой, чтением. И вместо пафосных клавишных, основным музыкальным инструментов выбрал флейту.
26. Сам же Фридрих II называл свой загородный дворец как «маленький виноградный домик». И по сравнению с окружающей виноградной горой, домик действительно кажется совсем скромным. Шесть ярусов террас с виноградной лозой расположены так, чтобы максимально использовать солнечный свет. По изначальному проекту, сорта винограда должны быть разными, с различных уголков Италии, Франции и Португалии. Как нынче дело обстоит, на глаз сложно сказать: настолько глубокими познаниями в виноделии не обладаю. И приложения, опознающего сорта винограда по их виду, а не этикетке, все еще нет.
29. Внутреннее убранство тоже достойно упоминания… Но я лишь скажу что в день ВДВ добежать до фонтанчика через 132 ступеньки будет не легко.
32. Хорошо. С личным пространством у короля Пруссии было нормально, это понятно. Остается проблема с приемом лиц официальных, доброжелательных или не очень. Тащить всех их в уютные пенаты Сан-Суси уже не комильфо. Да и в трусах и с бокалом винишка уже не походишь. Для этих более официальных собраний и был возведен нескромный «Новый дворец».
33. К проекту строительства взялись в 1763 году, аккурат после окончания Семилетней войны (Пруссия рулит, которой был результат). Несмотря на послевоенную, не сильно полную казну, деньги на такой имиджевый проект нашлись. И опять же, сама идея внешнего вида дворца якобы принадлежит Фридриху II.
35. Двухэтажное здание с 322 окнам, 230 пилонами и 428 статуями внушает уважение. Особенно 428 уникальные статуи. Из них 292 выполнены из песчаника, и отсылают к сюжетам древнегреческой мифологии. 192 детские фигуры поддерживают свод дворца. Всего над скульптурным оформлением трудились 12 мастеров.
37. На вершине большого купола — три грации, Аглая (блеск), Талия (или Талая, счастье) и Эвфрозина (или Ефросинья, радость) держат над головами символическую корону Пруссии.
38. Странное название «Новый дворец», по одной из версий являлось черновым названием и использовалось в пояснениях к первым чертежам строения. Вроде как были и другие варианты, но решение короля «…так и назовём, пусть будет Новый дворец» поставилось точку в этом вопросе.
39. Напротив «Нового дворца», во внутреннем дворе, есть симпатичные хозяйственные постройки, именуемые дворцовыми коммунами. Забавно, что первоначальная цель была отнюдь не в обеспечении жильем дворцовых хозяйственников и прислуги, а в том, чтобы скрыть вид болот из окон Нового дворца.
41. Да и в изначальном проекте французского проекта никаких жилых построек не было. Только парадная арка. Два боковых здания были добавлены непосредственно немецким архитектором.
42. Сегодня в одном из корпусов располагается Потсдамский педагогический институт, в другом корпусе часть помещений пединститута и исторический архив Потсдама. И в отличие от соседнего дворца, внутреннее убранство не представляет особого интереса.
44. Именно при жизни Фридриха II были построены и другие сооружения, но именно Дворец Сан-Суси и Новый дворец стали наиболее значимыми и сложными проектам.
45. После кончины Фридриха II, Новый дворец почти не охранялся. Но не смотря на мелкие грабежи, при этом чудом сохранилась коллекция картин и мебели.
46. Прекрасный вид на новый дворец с горы Клаусберг открывался в 19-м веке. Нынче то деревья повыше будут.
47. А в остальном все без изменений. Бельведер (итал. belvedere — прекрасный вид), хоз. постройка на холме с хорошими вида — имеется. Терраска с прекрасными видам — тоже. Даже домик с драконами (в левой части картины) все также функционирует.
50. Во время бомбёжек в годы второй мировой войны, из всех строений парка Сан-Суси, Бельведер почему-то пострадал больше всех. Реставрация закончилась только в 2002 году. Правда здание оказалось закрыто для посещений, а интерьеры судя по всем еще находятся в стадии реконструкции.
52. Жилые дома местами находятся настолько вплотную к границам парка, что можно принять их за часть паркового комплекса. Место для дома безусловно уютное и удачное. И тут самое интересное: судя по справочнику гугла, один из жителей отнюдь не принц, посол или депутат, а вполне успешный агент по уходу за деревьями (
53. Вышеупомянутый Бельведер служил финишной точкой комплекса Триумфальной аллеи. Фридрих II уже к ней не имеет отношения. Масштабный комплекс появился спустя почти столетие после строительства первых дворцов. Инициатором которого выступил Фридрих Вильгельм IV (да, в династии Гогенцоллернов встречаются и другие имена, но здесь не тот случай). Посыл проекта был «в возвеличивании прусского королевского двора». Начинается же Триумфальная аллея с Триумфальных ворот (ну логично же).
56. Точкой притяжения в этой самой Триумфальной аллее служит Оранжерейный дворец. 300 метровое здание с боковыми галереями которые должно было использоваться как большая крытая галерея для садовых деревьев, которые росли в деревянных кадках. Деревья в тёплое время года должны были вывозить и расставлять на территории парка.
58. Уже можно сказать, по сложившейся традиции, в основу дворца легли эскизы сделанные самим Фридрихом Вильгельмом IV. Правда от первоначальной идеи, за основу которой была взята вилла Медичи в Риме, осталось только двухуровневое здание с башнями и открытая галерея между ними.
60. Оранжерейный дворец вроде считается самым малопосещаемым дворцом в парке Сан-Суси. Так что если вы убегаете от туристического автобуса, здесь можно смело прятаться.
62. Панорамка с дворца на холме безусловно тоже хороша. Обнаженная фигура лучника целится куда то в сторону Бельведера и имеет близнеца в Дрездене. Интересен он прежде всего тем, что эта самая последняя скульптура, установленная на территории парка Сан-Суси (в 1895 году). А скульптур в парке прям овер много. И ни одного Ленина.
65. Отсутствие туристической суеты добавило пару очков этому дворцу, и теперь он однозначно лидирует в топе парковых уголков Сан-Суси. Еще бы вовремя озаботится информацией о наличие смотровой площадки, атмосферном внутреннем убранстве и целым залом с копиями работ того самого Рафаэля.
67. Оранжерейный дворец использовался в качестве декораций в фильме «Вокруг света за 80 дней» 2004 года. Который с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером. Использовался в качестве резиденции принца Хапи в Константинополе. Фильм провалился в прокате, но это уже другая история.
70. Часть сюжета проходит в бассейне у турецкого принца, в попытках последнего отжать спутницу у путешественников. Действо это уже снималось в другом месте, но купальни в парке присутствуют. Правда, по своему прямому назначению «Римские купальни» так и не использовались, и стали чисто декоративным сооружением.
73. Как некоторый субъективный итог: очень завидую жителям Потсдама. Проводить будни в окружении озер, парков, дворцов на расстоянии вытянутой руки, — мало где доступна такая роскошь. Но это конечно очень субъективно, и взглядом туристическим.